Страховщики решили пойти на крайние меры и объявили о том, что ответственность за возмещение ремонтных работ транспорта, невиновного в ДТП, может лечь на плечи водителей. Такое нововведение может коснуться только тех автомобилистов, которые прошли техосмотр уже после того, как оформили ОСАГО онлайн.
Право регресса вступит в силу с ноября текущего года. Страховщики применят меры к тем владельцам авто, которые не направили страховщикам данные диагностики. Обычно, речь идет о водителях, которые оформляли полис еще во время карантина, используя упрощенную схему. Возможность такой езды закончилась еще в конце сентября, и теперь таких водителей не ожидает никаких льгот.
К примеру, представитель компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров поделился неутешительной статистикой: только 10% водителей, которые оформили у них ОСАГО во время периода карантина, отправили результаты ТО. Остальные воспользовались правом ездить безо всяких штрафов и не собираются пока подавать сведения.
Денис Макаров сообщил также о том, что сейчас более 700 тыс. владельцев транспорта так и не прошли техосмотр. И это только сведения одной компании. Из-за этого многие водители могут столкнуться с правом регресса и оплачивать ремонт другого участника аварии в полном объеме. Времени осталось катастрофически мало, и, если владельцы ОСАГО не опомнятся, им придется столкнуться с жесткими новыми правилами.
Информацию о праве регресса подтвердили также в страховом доме ВСК. Также представители добавили, что сообщить о прохождении техосмотра и предоставить необходимые данные можно любым способом.
В свою очередь, в компании «Ингосстрах» учет таких водителей не ведется, хотя и Министерство финансов и рекомендует самостоятельно определять таких водителей и напоминать им о необходимости техосмотра. Пока что нет информации, будет ли регресс действовать только при ДТП, или он будет распространяться и на отсутствие необходимых данных.
Игорь Иванов, заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия», прокомментировал ситуацию и рассказал о последствиях для таких водителей. Теперь страховщики имеют право передавать требования возмещения ущерба потерпевшему непосредственно виновнику ДТП, который имеет полис ОСАГО, но не предоставил данные диагностической карты. При этом каждый страховщик сам принимает решение, осуществлять ли регресс. При этом Игорь Иванов не уточнил случаи, при которых возможно использование данного права, но указал, что передать сведения о прохождении ТО можно по электронной почте, по телефону или непосредственно в филиале компании.
Представитель «РЕСО-Гарантия» также акцентировал внимание на то, что ответственность за отсутствие технического осмотра лежит и на страховых компаниях. Агенты должны были еще при заключении договора объяснить страхователям необходимость предоставления данных диагностики, а также определить сроки выполнения поставленной задачи. Каждому клиенту обязательно выдавались контактные данные для осуществления процедуры.
Касательно регулирования вопросов автомобильного страхования в период пандемии свое мнение также выразил юрист Антон Басин. Он акцентирует свое внимание на то, что на ситуацию нужно смотреть с точки зрения владельца ОСАГО. Ведь страховая компания выступает как более сильная сторона, а страхователь – как слабая, особенно если речь идет о заключении публичного договора. Поэтому и право регресса является чрезмерной мерой, так как это нарушает принципы социального вида страхования. Новые правила должны сначала разъясняться РСС (Российский Союз Страховщиков) и судами, и только потом применяться по отношению к клиенту.
Юрист Илья Афанасьев также добавил, что страховщики могут воспользоваться такой возможностью и начать распространять право регресса и на машины с техническим осмотром. Речь идет о водителях, которые не знали обо всех тонкостях, купили ОСАГО, прошли ТО, но не сообщили данные страховщику. Илья Афанасьев уверен, что найдутся компании, которые попробуют поиметь с этого выгоду, хотя и для этого нет никаких законных оснований, так как в законе есть пункты только по поводу отсутствия ТО.
Внесение поправок в закон об ОСАГО в связи с пандемией коронавируса были внесены еще в мае 2020 года, когда карантин набрал полную силу. В тот период активно закрывались станции технического обслуживания. В связи с этим, было принято решение отменить необходимость техосмотра для авто, младше 4-х лет. А вот машины постарше должны регулярно проходить диагностику. За отсутствие осмотра водитель заплатит минимум 500 рублей за первое предупреждение, и от 5000 рублей с лишением прав – за второе.